Westworld — иллюзия осмысленности

Сериал Westworld чертовски похож на фильм «Начало»: эстетически безупречный развод зрителей на позитивные комментарии в Интернете.

Зрители действительно радуются, что их безумные теории про многоходовочки получают подтверждение, и каждая подмеченная странная деталь имеет смысл. Еще они радуются тому, что сериал нельзя свести к шаблонам вроде «ковбои против андроидов», а невнимательный человек вообще не поймет, что происходит на экране. Это дает очень сильную ментальную поддержку зрителю, который считает, что он-то как раз во всем разобрался, что он-то как раз самый умный, внимательный и культурный.

Другое дело, что сценарий Westworld — он как раз именно про детали. Он про пистолет, про цвет шляпы, про фотографию, про шрам, про дверь, про лабиринт. И кроме этих деталей и многочисленных очевидных отсылок к христианству в нем, в общем-то, ничего и нет. Как режиссер «Начала» не придумал, в чем же смысл волчка (в чем сильно позже признался), так и сценарист Westworld, связавший все детали хитрой многоходовочкой, не задумывался сильно над тем, какую историю он хотел рассказать.

Пожалуй, удался тут только образ лабиринта. Действительно, можно поверить, что именно так андроиды обретают сознание (к слову, это похоже на обучение нейросети). Действительно, лабиринт в каком-то смысле прошли и многие персонажи-люди. Отличная метафора. Браво.

Проблема в том, что кроме этой метафоры в сериале есть очень мало смысла. Устройство парка недостаточно точно объяснено (могут ли люди стрелять друг в друга, например?). До десятой серии мне казалось совершенно диким роялем в кустах все, что позволено делать Мейв. Например, как андроид, у которого в голове только знания о мире времен Дикого Запада, не испытывает цивилизационный шок при виде планшета? Как она может на этом планшете что-то делать (такое, на что вряд ли был бы способен кто-то из зрителей)? Это частично было объяснено в финале, да. Но как раз в этом-то и проблема сериала: зритель получает недостаточно информации о том, что возможно в этом мире, а что нет, и поэтому вынужден не следить за логикой происходящего, а запоминать отдельные предметы и искать между ними связи. Westworld с его предметоцентричностью напоминает старые квесты на ПК, где нужно было совмещать перо, слона и вилку, чтобы открыть дверь на следующую локацию. А идиоты-люди, помогавшие Мейв, — типичные NPC. Иначе их тупость и пассивность объяснить невозможно.

В Интернете принято хвалить десятую серию. Действительно, после зашкаливающего идиотизма двух-трех предыдущих, она хотя бы как-то связывает концы с концами и ставит эффектную точку. Вот только стоит задуматься над смыслом произошедшего, как внезапно появляются вопросы. Если Арнольд хотел своим поступком защитить по-настоящему разумных андроидов, то он выбрал для этого способ, гарантированно отправляющий их на переплавку. Вот какое будущее ждет андроидов из финального кровавого тупика? К чему вообще все это было? О чем были десять серий, которые я посмотрел? Что мне хотели этим сказать? Что женщина, которую тридцать лет насилуют, станет человеком и вышибет мозги белому мужчине? Что геймер, влюбившийся в NPC из MMORPG, станет серийным маньяком? Таких смешных смыслов накопать, наверное, удастся, но на этом и все.

Мотивация почти всех персонажей-людей (включая человека в шляпе, во внезапное перерождение которого я не могу поверить) просто не поддается какому-либо объяснению.

Вернее, объяснение у этой истории может быть только одно: это парк внутри парка. Роберт и остальные — это тоже роботы, только более совершенные, созданные для развлечения настоящих хозяев. Тогда, конечно, можно будет объяснить любую глупость в поведении персонажей. «Их просто так запрограммировали»!

Впрочем, фанаты, которые хотят почувствовать себя умными, и без того придумают объяснения.

Как это уже не раз было.

  • feycot

    Сериал нормальный, Врен — нехороший человек.

  • http://www.aipixels.ru cr.vlad

    Меня вот лично раздражает вся фантастика, которая снимается по идеям 60-70ых. Возможно кому-то интересно, но обычно все это в детстве уже читал. Чувствую всю фантастику про ИИ в ближайшие лет пять смотреть не стоит.

    • feycot

      Это проблема всей фантастики — в прошлом веке все это придумали, а реальность стала превращаться в фантастику, в результате все это дважды становится второсортным.
      Также, как умер киберпанк — он уже наступил.

      • http://www.aipixels.ru cr.vlad

        Просто не хотят современную фантастику экранизировать, не доросли до нее еще. Как и до современного фентази.

  • Yamawaro

    Перехотел смотреть, как увидел Нолана в кастах.

  • http://fluder.co/ fluder

    Согласен, сериал — псевдоинтеллектуальное говно.

  • Fedik

    Шлакосериал. Посмотрел и понял, что потерял время. Лучше первого Рэмбо пересмотрел бы!

  • Денис Моргун

    Таким образом, на ту же помойку можно отправить больше половины признанных шедевров мировой и отечественной фантастики, не вставая с дивана. Достаточно лишь подогнать практически любое произведение под парадигму «эстетически безупречного развода самих себя на негативные комментарии в Интернете». Достаточно посмотреть на идею по иным углом, чтобы засрать её, не вставая с любимого дивана. Достаточно, не желая вникать в то, почему море синее, отмести любое шевеление мозгов в угоду удовлетворения собственного самолюбия. Чем-то это мне напоминает относительно локальные «бурления говн» после выхода в мир харрисоновского «Тракта Кефаучи» — за последнюю пятилетку столько воплей вокруг произведения, где автор просто решил оставить простор для размышлений, я не слыхал. Зато мешанину из знаменитых рож в паре трейлеров Death Stranding успели облизать чуть ли не пингвины с Южного полюса, «так это круто и вообще интригующе!».
    P.S. Хотя, справедливости ради, псевдоинтеллектуалы ничем не лучше мнимых критиков, в одного из которых Врен превратился. Если вторые максимально эффективно эксплуатируют бесценную возможность не отвечать за любые свои слова на просторах Сети, отделываясь ничего не значащими фразочками вроде «Ну Я же ничего в этом не увидел!», то первые имеют привычку раздувать любую мысль до космических масштабов, не принимая всерьёз полярные точки зрения.

    • Anton Clemens

      Пытаюсь прочитать это, но в голове один пердеж слышу.

      • Денис Моргун

        Судя по всему, написано про подобных тебе. Это если разжёвывать для дебилов.

        • Anton Clemens

          > Кудаааах
          Теперь кукареканье слышу, да что же ты будешь делать.

          • Денис Моргун

            Что ж, разжёвывание для дебилов не увенчалось успехом.

          • Anton Clemens

            Потому что ты говно жуешь.

  • Михаил Дергалев

    Классный сериал. а искать там какие то глубинные смыслы — глупость. Нравится зрелище — смотри, не нравится — не смотри. в конце концов, в реальней жизни смысла не больше, чем в этом сериале.

  • polar Foxx

    Согласна. Сериал — херня на постном масле для внушаемых людей, которым пафос дороже сюжета.
    Знакомые после этой дряни нормальную, фантастику вроде Лавкрафта, Шекли, Бредбери или Уоттса и т.д. (как говориться, выбирай на вкус) не могут воспринимать.
    Хотя у того же Бредбери есть рассказ «Наказание без преступления». Вот там как раз про общество болванчиков думающих как фанаты этого сериала.

    Что до сериала — пакость. Чего стоит эта мерзкая Мэйв — сьюха кого-то из сценаристов. И нытье актрисы про то, что ее якобы не берут на серьезные роли из-за цвета кожи…. (на самом деле нормальным актерам цвет кожи не мешает)
    И вообще весь сериал — псевдотолерантное говно. Надо лесбиянку вставить, чтоб была. Негритянку тоже
    Тфу, тоже мне «новаторы». Вон в «Скорой помощи» лохматых годов была женщина нетрадиционной ориентации и никого не бесило. Потому что персонаж был приятный, интересный и сценаристы вменяемые.

    Насилие в сериале для др*черов. Я в свое время расчлененки выше крыши насмотрелась. Но в таких фильмах всегда была мораль. Тут морали нет, просто сцены для извращенцев.

    К сожалению любит наш народ всякое унылое кино.