Синдром неоправданных ожиданий

Пишет нам SkaarjD:

Берем игру Х, условный образец современного искусства. У игры появляются свои поклонники, фанаты. Чем-то она их зацепила. Хотя почему «чем-то»? Вполне конкретными вещами: сюжет, графика, звук.

Представьте, что в душе каждого фаната живет покемон. Покемон маленький и слабый, в сравнении со среднестатистическим героем видеоигр, но внутренне желающий соответствовать. Поэтому хитрые дяди из игровой индустрии закидывают удочки: благодаря условной «интерактивности», покемон живо входит в роль (гораздо живее, чем в случае кино или литературы), а значит охотно выкладывает деньги за игру. И ему очень важно, как это звучит (звук), как это выглядит (графика) и что там делают (сюжет). Понимаете, очень важно чесать покемона в правильных местах.

Удачный дизайн персонажей и локаций? + 1. Понравились актеры озвучки, шикарная музыкальная тема? + 2. Поступки героев в целом отвечают представлениям покемона о логике? + 100.

Чем больше таких ниточек разработчикам удалось провести к покемону, тем сильнее он увяз в произведении Х. Однако дальше начинаются проблемы. Ведь дальше нужно делать сиквел.

Довольный и благодарный покемон провозглашает игру культом и просит добавки. Но фокус в том, что на самом деле он не хочет получить ту же игру, бесполезно протягивать те же ниточки, это не даст результатов. Под требованием «той же игры» подразумевается, что игрок желает испытать «те же ощущения», но есть целый ряд неконтролируемых факторов: обстоятельства времени и места, при которых данные компоненты игры сработали в прошлый раз, «эффект первого раза», теряющийся при первом же повторе, особенности восприятия и памяти, благодаря которым солнце прошлого десятилетия всегда ярче, а трава — зеленее…

Проще говоря, любой ремейк или сиквел (видя то же название, мы подсознательно рассчитываем на те же ощущения) может быть принят в штыки, потому что видоизменяя (осовременивая) компоненты (перезапись музыки и озвучки, подгонка графики под свежее железо и новый софт, «доработка» сюжета), разработчики рискуют упустить те самые крючки, зацепившие игрока в прошлый раз. Даже если вообще ничего не трогать (что нередко просит сама аудитория), все закончится пренебрежительным «фи, пытаются продать нам ту же игру дважды».

Все это давно известные вещи, но сейчас мы пойдем дальше и ударимся в фатализм.

Очевидно, что требуя добавки, игроки лгут, в том числе сами себе. Игра, которую они хотят, у них уже есть, а ее буквальный повтор невозможен в принципе (любое отклонение от формулы меняет изначальное произведение Х, и таким отклонением будет в том числе дотошное повторение формулы, из-за потери «эффекта первого раза»). Но разработчики тоже лгут, выдавая новое произведение за старое. Главным образом лжет маркетинговая машина, цепляющая ярлыки, типа «sci-fi shooter» или «Final Fantasy», на десятки принципиально разных произведений. Они вынуждены это делать, иначе как еще им продавать свой продукт? Как еще им сигнализировать конечному пользователю, что он получит те же ощущения (которые он, конечно же, не получит)?

Однако, помимо маркетинговой машины (с которой как раз все понятно, ей достаточно любыми правдами и неправдами продать игру), есть еще так называемые «творцы»: художники, дизайнеры, сценаристы, аниматоры и прочие «замечательные люди», которые просто работают и получают свою зарплату. Наивно ожидать, что каждую пятилетку эта толпа людей (возможно, мало контактирующая друг с другом за пределами конкретной задачи) будет выдавать шедевр. Хотя бы потому, что никто не делает шедевры сознательно. Геймдизайнер N не просыпается утром часов в шесть с мыслью: «О, сегодня я создам произведение искусства» (и даже если он с такой мыслью проснется, скорее всего ничего толком в этот день не создаст, хотя бы потому, что результат зависит от десятков других людей, проснувшихся с другими мыслями). Он просто встает и идет на работу. Как все.

Игра Х, которая получилась в результате коллективного труда и которая «запала в душу» игрокам, это случайность (заранее непредсказуемое стечение обстоятельств, если угодно). И уж совсем чистая случайность, если вышло произведение, которое вспоминают через десять — двадцать лет. Означает ли это, что весь коллектив хорошо поработал? Да, бесспорно. Но хорошая работа не гарантирует пресловутое «народное признание» и даже не повышает шансы (и даже прибыль приносит далеко не всегда). А «народное признание» еще не означает, что произведение Х действительно шедевр (и его не забудут лет через сто, внезапно вспомнив тот невзрачный набор пикселей, в который никто не играл при жизни его создателей).

Помнит ли геймдизайнер N про своих фанатов, работая над сиквелом? Да, вероятно, он учитывает их существование (в конце концов они, пускай не первичный, но один из факторов, влияющих на его зарплату). Однако любой автор, будь то сценарист, художник или композитор, творит прежде всего на основе личных впечатлений и личного опыта, накопленных в результате его жизни (в Японии, в Америке или в Канаде), поделенных на требования издателей и процесс производства, и результат, как вы понимаете, вряд ли будет полностью отвечать ожиданиям Васи Пупкина из Урюпинска, который скачает игру с торрентов или возьмет на распродаже, а затем ломанется в «интернеты» писать «разгромные статьи», недоумевая, откуда у «кошмарного» сиквела произведения Х взялись новые фанаты. «А как же я? Я же лучше собаки…»

К сожалению (а может к счастью), в задачу творца не входит «чесать покемона в правильных местах» (он все равно их не угадает), творец лишь предоставляет щетку. Продавец, который может совмещать свою роль в том числе с ролью творца, существо гораздо более практичное и меркантильное, а потому он постарается втюхать эту щетку так, будто от этого зависит его жизнь (что в отдельных случаях даже может быть правдой), но его задача также будет выполнена, как только щетка окажется в ваших руках.

И только вам решать, что с ней делать дальше и что вы вынесите о жизни для себя во время чесания. Но глупо полагать, будто все эти люди, покончившие со своими задачами задолго до того, как вы перешли к взаимодействию с игрой, должны были вам выдать что-то, помимо вот этой игры.

  • http://www.globaltrash.ru Pasya

    Чепуха

  • Ivan Kolpakov

    Это очевидно по мотивам баттхерта «олдфагов» по поводу МГС 5?) Дык дело в том, что это был не столько баттхерт, сколько в каждом отдельном случае попытка самоутвердиться и набрать кармы в комьюнити за счет якобы тру-критики от тру-знатока. С этой целью вонь и разводится, ни с какой другой. Человек, которому не понравилась игра/книга/фильм, только лишь по этой причине вонять не станет, он просто пройдет мимо и не будет тратить на нее время.

    • SkaarjD

      Там рядом Ноктис и Адам Дженсен, но, видимо, хитрые алгоритмы сайта (или чей-то умысел) сделали зум четко на Снейка.

      Мне кажется, люди часто не понимают, как это все устроено. Что для большой команды (из нескольких десятков и сотен человек), создающих ААА проект, порадовать каких-то там «поклонников предыдущей серии» — это лишь одно звено большого уравнения, часто далеко не самое важное. Эта самая «фанатская база» может служить одним из грузиков на чаше весов, в момент принятия решения «А запускать ли сиквел в производство», но даже в этом случае она должна быть непомерно большой, как у Звездных Войн или Бэтмена, чтобы тягаться на равных с такими факторами как «возрастной рейтинг», «поклонники целого жанра» и «что бы нам такое слепить быстро на копейки и при этом хорошо заработать».

      Что есть отдельные люди, занимающиеся хайпом, и их задача — раздувать хайп, чтобы про игру знали все, включая вашего дедушку и Вовку из соседнего подъезда, и чтобы ю-тюберы клепали сотни вау-роликов до самого выхода игры (и еще несколько недель месяцев лет после).

      Что в конечном счете есть подневольные ремесленники (набравшие кредитов?), которые запишут нарисуют закодят ровно то, что им скажут, просто потому что от этого зависит их зарплата (а не потому что они злые и хотят нас обидеть), и какое-либо «творческое самовыражение» для них возможно лишь в тесных обозначенных рамках.

      Что даже «непосредственные создатели», отвечающие за сюжет, внешний вид, звуковое оформление или принимающие решение, каким это все должно быть, скорее спроецируют собственные мысли и впечатления данного отрезка своей жизни, чем вспомнят, что это может быть интересно кому-либо еще.

      И все это было бы неважно, если бы не ложилось толстым слоем поверх конечного произведения, мешая игрокам воспринимать его «как есть» и за то, что там есть, а не сквозь призму того, что они хотели бы там увидеть. Когда такие игроки начинают ныть, это задевает, и приходится катать килобайты текста (хотя бы для третьей стороны, просто проходящей мимо).

      Проще говоря, игра-то хорошая, но когда ее ругают за что-то, чего там нет, в упор отказываясь видеть то, о чем она в действительности, это сильно бьет… эм… по чувству прекрасного.

      • Ivan Kolpakov

        Тут надо понимать, что у Вовки из подъезда есть святое право высказывать любую критику и любое мнение. Ну то есть я например понимаю, что ЦА 15 финалки — пейрингующие пятнадцатилетние девочки, а не мужики под тридцатник. Но что это меняет в моем восприятии конечного продукта? Я типа поэтому должен умиляться? Вовка из подъезда зарплату творцу платит, и на свое мнение имеет полное и безраздельное право.

        Я говорю немного о другом. О том, что реальных претензий по сути в таком случае нет — они, как в статье Цилюрика об МГС 5 притянуты за уши, а Яровой по большей части пытается привлечь внимание к самому себе. Т. е. весь этот хейт новинок имеет целью поднять ЧСВ, и ничего больше.

        • Tommy616

          >у Вовки из подъезда есть святое право высказывать любую критику и любое мнение

          Тут надо понимать, что это «святое право» называется «конституционным» (ст. 29 Конституции РФ). Не ясно только, отчего только у тебя, тупой школоты, бомбит по этому поводу. Тебе ведь тоже не запрещено высирать свои бесценные мысли в комментарии.

          • Ivan Kolpakov

            Обиженка, ты до сих пор плачешь? Что, попка болит? На будущее — можешь не стараться попасть мне на глаза — твои вскукареки я все равно не увижу, ты в скрытых

          • Tommy616

            И понеслось: «попка», «обиженка» и т. д. и т. п. Сидел, что ли, сучара? Твои истеричные высеры — самое говенное, что есть у Врена на сайте. Задрало уже на них без конца натыкаться. Потеряйся отсюда, петух, пожалуйста.

        • realavt

          >О том, что реальных претензий по сути в таком случае нет — они, как в статье Цилюрика об МГС 5 притянуты за уши

          Прям таки за уши? Ок, расскажи тогда, что мешало Тихоне с самого начала общаться с окружающим на своем родном языке или письменно.

          • Ivan Kolpakov

            Ну это конечно сильно — оценивать наркоманский сюжет МГС с точки зрения логики) Сама идея голосового паразита адовы трэш, не?) Ну хз, может она не хотела показывать, что может общаться. Зачем вообще в этом смысл искать?

          • realavt

            Но это именно что реальная претензия. Пускай в этом выдуманном мире возможно существование таких паразитов, возьмем это за основу — но логика действий у людей там должна быть объяснимой.

          • Ivan Kolpakov

            Я ответил, в чем может быть объяснение. И вот из таких придирок, как неясная мотивация второстепенного персонажа и состоит в целом та статья. При этом о том, чем же игра лучше конкурентов нет ни слова.

          • realavt

            А что же тогда по-твоему может именоваться «реальной претензией», если уж беспричинно-идиотично ведущие себя персонажи, именно на кретинизме которых строится практически весь сюжет, все еще якобы не достигают этой точки? Ну, хотя бы приблизительно обозначь свой диапазон всеядности, а то может твою трапезу лишь красный кирпич на тарелке может прервать, а я тут о кулинарных тонкостях рассуждаю…

          • Ivan Kolpakov

            Давай так — ты перечислишь ААА-проекты, которые вышли в этом жанре, а потом мы продолжим за косяки МГС, ОК? Вон вышел новый Снайпер ГВ, там сюжета нет вообще, а филлеры в катсценах — сплошной лютый пц. На фоне вот такого положения в индустрии все это выглядит как придирки. Я не говорю, что МГС идеален, просто со всеми своими косяками. которых полно (Цилюрик к слову ругает ее не за то, за что на мой взгляд ее действительно стоило бы ругать), она на голову выше всего того, что выходило за последнее время. Мое отношение именно к сюжету и лору МГС, если кратко — я его не воспринимаю всерьез, для меня это одна сплошная самопародия и гэг, местами удачная.

          • realavt

            >если кратко — я его не воспринимаю всерьез, для меня это одна сплошная самопародия и гэг, местами удачная

            Ну это по сути случай «настолько плохо, что даже хорошо» — но ты при этом почему-то отказывался признавать, что оно объективно плохо. Видишь ли, вторая часть этого высказывания, которая «даже хорошо» — она глубоко индивидуальна, для какой-то части людей она срабатывает, им пофигу насколько реально плох продукт, лишь бы поржать, желательно в компании друзей, они даже специально ищут что-нибудь похуже. А другой части людей «настолько плохо, что прямо вот невыносимое говнище», им над убожеством смеяться не хочется, а лишь осуждать. И эти две позиции по идее должны сходиться на том, что продукт изначально плох, а уж удалось над ним всласть поржать, или всё закончилось фейспалмами — это уже по сути больше характеристика отдельно взятого зрителя, а не продукта. И вот я говорю именно об объективных свойствах продукта, а не о том, как лично ты умудрился их переварить, превратив для себя в ржаку.

  • Toshio99

    Годный текст. Автор молодец.