Проблемы «Призрака в доспехах»

Удивительно, но голливудская экранизация «Призрака в доспехах» оказалась хорошей там, где я ожидал провал, и оказалась провальной там, где я рассчитывал на что-то хорошее. В конечном итоге результат похож на хорошие (но пустоватые) экранизации видеоигр вроде «Принца Персии» или «Обители зла». Посмотреть один раз можно, но на этом и все.

Скарлетт Йоханссон на главной роли намекала на тотальную американизацию истории. Но юмор в том, что сценаристы смогли вменяемо обосновать замену японки Мотоко на неяпонку Миру. При этом весь сеттинг фильма откровенно японский. Не то чтобы он повторял конкретно аниме Ghost in the Shell. Сеттинг повторяет стиль аниме в принципе — в том смысле, что в аниме тоже часто полно блондинок и людей с околоевропейской внешностью, но при этом место действия — это очевидно Япония. Достаточно вспомнить, например, персонажей «Евангелиона».

Поэтому Скарлетт Йоханссон с париком и макияжем под японку — это отличный выбор актрисы на главную роль.

Ну и, конечно, гейши-боты, Такеши Китано, мать главной героини, улицы городов в стиле осакской Дотонбори и даже срастившиеся с государством корпорации — это узнаваемый японский киберпанк (впрочем, весь киберпанк черпал вдохновение в японских реалиях, но это уже другая история). Аутентичные японские кладбища, улицы, дома — просто отлично.

Американизации не случилось вообще, и это прекрасно.

Другое дело, что весь фильм воспринимается как высокобюджетная косплей-сценка для воронежского аниме-фестиваля (спасибо Нэко за твит, подсказавший эту мысль). Многочисленные цитаты и бережное отношение к первоисточнику, конечно, заметны, но они только подчеркивают художественную беспомощность авторов. Повторить дух оригинала (без сисек) могут, добавить что-то свое — нет, развить идеи — нет.

Пару слов стоит сказать и о названии — вернее, о его неверном переводе, от которого избавиться будет уже невозможно. Ghost in the shell — это не «Призрак в доспехах». Ghost в данном контексте — это душа, а Shell — тело. Собственно, аниме как раз и рассуждало о связи души и тела, особенно в случае замены тела на механическое. Фильм тоже делает это (причем прямым текстом и не раз), и очень смешно слушать, как переводчики выкручиваются со всеми этими призраками и доспехами.

Возвращаясь к беспомощности: естественно, главный ее признак — упрощение сюжета, в результате чего «Призрак в доспехах» оказывается едва ли не плагиатом «Робокопа». Но если «Робокоп» все же был еще и антиутопией, то здесь по мироустройству пробегаются настолько вскользь, что ты вообще не понимаешь, в каком контексте существуют все эти люди. Ну, гигантские рекламные голограммы на улицах. Ну, какой-то район, где бухают и веселятся подростки-маргиналы. Ну, бар с якудзой. Все эти кусочки никак не складываются в общую картину и существуют как бы сами по себе — как уровни в старых видеоиграх. Выпилены политические и бюрократические интриги — настолько, что фильм скатывается в простой и прямолинейный экшн (довольно, к слову, скучный).

Вот и получается, что единственной, пожалуй, интересной и осмысленной интригой фильма оказывается тайна европейской внешности главной героини.

Смотреть его, возможно и стоит, — как образец того, что эстетику аниме можно грамотно передать в голливудской экранизации.

Но, конечно, если кто-то не смотрел аниме и хочет понять, почему оно стало культовым, то фильм в этом совершенно не поможет.

  • feycot

    ГОЛЛИВУД УБИВАЕТ КИБЕРПАНК
    БЕЗДУШЫ В ДОСПЕХАХ

    У меня все. Тяжело было смотреть, когда знаком с оригиналом

    • Canon40mm

      я не вижу смысла сравнивать фильм с оригиналом. неважно, насколько фильм близок к первоисточнику — он сам по себе средненький

  • Madari73

    То, что фильм будет несколько хуже оригинального аниме, было понятно и ожидаемо с самого начала. Но фильм вышел вовсе не плохим. Понятно дело, что это голливудчина, сюжет максимально упростили. Если в оригинале 1995 года поднимался вопрос о том, можно ли считать искусственный интеллект личностью, то тут просто вопрос самосознания личности в мире, где воспоминания можно просто подменить. Упрощённо? Да, но вполне в духе аниме.
    Визуально это хороший киберпанк, но который не стали усложнять правилами и терминами, тем более политикой. Просто не стали грузить обычного зрителя.
    Очень спорном было решение сделать главную героиню более человечной. Да и в целом характеры героев не соответствуют тем, что мы наблюдали в аниме.

    • Tommy616

      «Душа в теле» звучит хреново, а «Дух во плоти» — как раз то, что надо.

      • https://vk.com/macross_robotech Streecs

        Автор манги лично дал название Ghost in the Shell для своей манги, когда её издавали на западе.

  • http://www.globaltrash.ru Pasya

    Фильм ощущается как рекламный ролик каких-то детских игрушек. Не в том смысле, что всё пёстрое и игрушечное, а именно неудачные технические решения — быстрый тэмп, очень слабый монтаж. музыка полный фейл даже безотносительно сравнений с оригиналом. С точки зрения операторской работы запороли как раз неплохие сцены, отсылающие к оригиналу: там, где в оригинале статичная картинка, тут — наезды и отъезды камеры, ну реально Бондарчук-стайл.

    Ну и конечно согласен, что запорото то, чего не ожидаешь. Это мог бы быть неплохой экшн-фильм, ну экшн тут скоротечный, неизобретательный и тоже запоротый монтажём. Могли снять, скажем, хорошую автопогоню, но то ли денег им не хватило, то ли настроения не было (скорее всего первое): хватило на полицейский разворот, вот смех 🙂 Все экстерьерные съёмки тоже очень быстро порезаны — герои прошлись 20 сек. по улице и всё, видимо дальше декорации заканчиваются.

    Как можно было запороть музыку, имея в своём распоряжении Клинта Мэнселла? Видимо он написал для фильма невероятной синтезаторной красоты в стиле San Junipero и продюсеры испугались и наняли циммеровского подмастерье, чтобы он прокачал звук басами, ну опять смех 🙂 И самое смешное, что лучшие визуальные решения — это как раз натурные съёмки без явной пост-обработки, т. е. Токио сам по себе футуристично выглядит и надо этим уметь пользоваться, а тут навертели голограмм и получилось масло масляное.

    Ну и на счёт «Робокопа» (речь ведь идёт об оригинале, верно?), я думаю это слишком старый фильм для создателей ленты и они его не особо знают. Тут явное подражание играм вроде Deus Ex Human Revolution и Mirror’s Edge. Да, видно, что авторы явно любят игры и ссылались на них не только ради того, чтобы подкупить игровую аудиторию. Но это всё равно к вопросу о том, что ни одну серьёзную идею они не могут осмыслить и вытянуть.

  • http://about.me/tatsuya_s Артём «Tatsuya_S» Артёмов

    Читать не стал, сам посмотрю когда — тогда и почитаю.

  • Fedik

    Мультик смотрел. Напомнило терминатор 2. Жду от фильма этого же. Сижу смотрю щас.